English Russian Uzbek
Биография
Мукаррам и её семья
Основные даты жизни и творчества
 

Родилась в 1913 году, весной. Дата рождения в паспорте определена самой Мукаррам Тургунбаевой, где проставлена дата зачисления на работу в театр —
16 сентября. Позже, при смене паспорта, поставила «весеннюю» дату - 31 мая. Воспитывалась в Фергане, в семье родственников.
 
1922—1927 Училась в школе Ферганы.
1927—1929 Училась в педагогическом техникуме Ферганы.
1929—1933 Актриса и учащаяся театральной студии первого Узбекского государственного музыкального театра (Самарканд, далее Ташкент).
1929 Вышла замуж за артиста музыкального театра Низама Халдарова.
1929 Асия, Зебо — «Аршин мал-алан» — музыкальная комедия У. Гаджибекова.
Исполнение массовых танцев: «Дучава», «Катта уйин», «Усмония», «Садр», «Уфари сахта» (балетмейстеры: Уста Алим Камилов, Тамара Ханум). Исполнение сольного танца — «Дильхродж» (балетмейстер Тамара Ханум).
1930 Анархон, исполнение массовых и сольных танцев — «Уртоклар» — музыкальная комедия К. Яшена (музыка Т. Джалилова, обработка М. Цветаева, режиссер М. Мухамедов, дирижер А. Четвертаков, художник М. Есипов, балетмейстеры: Уста Хлим Камилов, Тамара Ханум, Б. Леонидов). Участие в спектаклях и концертах и Всесоюзной Олимпиаде народного творчества в Москве.
1931 Ялмагыз бану — «Утдан парчалар» — музыкальная драма А. Кадырова. Исполнение массовых танцев: «Кари наво», «Занг», (постановка Уста Алима Камилова, Тамары Ханум, Гавхар Рахимовой).
1932 Ялмагыз кампыр — «Кимга» — музыкальная драма А. Кадырова.
Постановка и исполнение танцев — танцевальный монтаж «Кизил карван» (постановка совместно в Уста Алимом Камиловым).
1933 Асальхон, Азадахон, исполнение танцев — «Ичкарида» — музыкальная драма К. Яшена, М. Мухамедова.
Начало работы преподавателем — в 1-й Республиканской балетной школе.
1934 Родился сын — Тельман Низамович Халдаров.
1935 Асаль, постановка и исполнение массовых и сольных танцев — «Гульсара» — музыкальная драма К. Яшена, М. Мухамедова.
Исполнение сольного танца — «Индусский танец» и массовых
танцев — «Лейли и Меджнун» — музыкальная драма (восстановление спектакля, балетмейстер И. Арбатов).
1936 Постановка и исполнение сольного танца «Нагора» — «Фархад и Ширин» — музыкальная драма Хуршида.
Постановка и исполнение массовых танцев: «Уйгурский», «Пахта», «Кари наво». Постановка и исполнение сольных танцев: «Пахта», «Уйгурский», «Нагора», «Абдурахман беги», «Кари наво», «Гульсара» (постановка совместно с Уста Алимом Камиловым).
1937 Постановка и исполнение массовых и сольных танцев — «Фархад и Ширин» — музыкальная драма Хуршида.
Постановка и исполнение массовых танцев (женские танцы «Ичкарида», «Уйгурский», «Абдурахман беги», «Кари наво»).
Исполнение и постановка соло — Гульсара — «Гульсара» — музыкальная драма К. Яшена, М. Мухамедова.
Постановка и исполнение массового танца «Уйгурский» (20 мужчин из народного ансамбля к. Ассаке, I солистка — М. Тургунбаева).
Участие в Декаде искусства и литературы Узбекистана в Москве.
1938 Половчанка — «Половецкие пляски» А. Бородина (балетмейстер Е. Барановский). Постановка и исполнение массового и сольного танца «Пахта» (постановка совместно с Е. Барановским).
Гастроли в Ленинграде («Фархад и Ширин», «Аршин мал-алан», «Гульсара», «Половецкие пляски»).
1939 Дильбар — «Наргиз» — опера М. Магомаева.
с 1941 Постановка и исполнение массового танца «Хорезмский». Постановка и исполнение сольных танцев: «Хорезмский», «Аскари», «Танкисты» (постановка совместно с Е. Барановским).
1942 Вера — «Шерали» — музыкальная драма X. Гуляма, Б. Халила.
Танец-соло «Мунаджат» — «Улугбек» — опера А. Козловского (либретто Г. Герус-Козловской, перевод Миртемира, постановка Э. Каплан, режиссеры: А. Киреева, Н. Самосуд, художник Усто Мумин (А. Николаев), хормейстер Д. Штейнберг, балетмейстеры: М. Тургунбаева, Е. Барановский).
Постановка и исполнение сольного танца — «Тановар».
Участие в концертах бригады советских артистов в Иране.
1943 Ак биляк — «Ак биляк»— балет С. Василенко (либретто. А. Смирнова, постановка Ф. Лопухова, дирижер Б. Иноятов, художник М. Мусаев, балетмейстеры: М. Тургунбаева, Е. Барановский). Постановка и исполнение сольных танцев: «Дуэт с бубнистом», «Джанон» —
М. Мирзаева, «Гульрух» — музыкальная обработка С. Василенко (из балета «Ак биляк»).
1944 Постановка и исполнение сольных танцев: «Рохат», «Раккоса». Постановка массового танца «Ялла». Подготовка сольной программы, показанной комиссии по присуждению Государственной премии СССР: «Пахта», «Уйгурский», «Хорезмский», «Джанон», «Нагора», «Бухарский», «Гульсара» и «Тановар».
1945 Зарема — «Бахчисарайский фонтан» — балет Б. Асафьева (либретто Н. Волкова по одноименной поэме А. С. Пушкина, дирижер Т. Садыков, художники: В. Афанасьев, Г. Цителова, балетмейстер П. Йоркин).
1946 Гуляндом — «Гуляндом» — балет Е. Брусиловского.
Постановка и исполнение сольных танцев: «Дильбар» — М. Мирзаева, «Пахтакор киз», «Андижанская полька».
Постановка массовых танцев: «Теримчи киз», «Пахта» (3 части — сюита).
1947 Постановка массового и сольного танцев — «Пилля».
1949 Индийская делегатка — «Балерина» — балет Г. Мушеля (либретто Е. Барановского, дирижер Г. Дониях, художники: В. Рыфтин, М. Мусаев, балетмейстеры: П. Йоркин, М. Тургунбаева). Постановка и исполнение массового и сольного танцев — «Тахир и Зухра» — музыкальная драма Т. Джалилова, Б. Бровцина. Постановка и исполнение массового и сольного танцев — «Гульсара» — опера Р. Глиэра, Т. Садыкова.
Постановка и исполнение танцевальных картин: «Озодлик» — «Освобождение», «Гульрух», «Танец воинов».
Постановка массовых танцев — «Пахта» Ю. Раджаби (3 части), «Мухайер».
1950 Постановка и исполнение танцев — «Кер оглы» — опера У. Гаджибекова.
Творческий вечер в Узбекском театральном обществе — «Шодиена», «Нагора», «Мухайер». Гастроли в КНР.
1951 Постановка танцев — «Озодачехра» — балет С. Василенко (либретто А. Смирнова, дирижер Б. Иноятов, художник М. Мусаев, балетмейстеры: П. Йоркин, М. Тургунбаева).
Постановка танцев — «Ёркин йул» — музыкальная драма С. Юдакова (режиссер Р. Хамраев, художник Г. Визель, балетмейстер М. Тургунбаева; Узбекский театр музыкальной драмы и комедии им. Мукими).
Участие в Декаде узбекской литературы и искусства в Москве.
Постановка массового танца — «Пилля», «Голубь мира».
1952 Цыганка — «Эсмеральда» — балет Ц. Пуни, Р. Глиэра, С. Василенко (либретто В. Тихомирова, В. Бурмейстера, дирижер Я. Эльяшкевич, художник В. Мамонтов, балетмейстеры: Т. Литвинова, Л. Засс).
Постановка танцев — «Шелковое сюзане» — комедия А. Каххара (режиссер Ю. Иоффе, художник Е. Пыжов; Русский драматический театр им. Горького).
Постановка массовых танцевальных номеров, картин — «Великий канал», «За мир».
1953 Постановка танцев — «Великий канал» — опера М. Ашрафи, С. Василенко.
Постановка и исполнение сольных танцев: «Памирский», «Гайратли киз».
1954 Постановка и исполнение сольных танцев: «Индийский», (в стиле «Бхарат натьям», в стиле «Манипури»), «Монгольский», массовый — «Пилля».
1955 Гастроли в Индии, КНДР, Албании, Италии, Австрии, Афганистане.
Постановка танцев — «Азиз ва Санам» — музыкальная драма А. Бабаджанова, К. Атаниязова, Л. Степанова.
Постановка и исполнение сольных танцев: «Албанский» (черногорский), «Корейский», «Андижанская полька».
Подготовка программы для гастролей в Индии группы артистов УзССР: «Гульсара» (Ф. Кайдани), «Гайратли киз», «Пилля» (К. Миркаримова), «Бахор», «Шалунья» (Т. Юнусова), «Уйгурский», «Хорезмский», «Танец с шарфами» (Ф. Кайдани, Р. Ходжисаидова, Т. Юнусова, Б. Кариева), «Тановар», «Джанон», «Андижанская полька» (М. Тургунбаева).
Гастроли в Индии.
Подготовка молодых танцовщиц на Всемирный фестиваль демократической молодежи и студентов в Варшаве: «Ферганский», «Танец с шарфами».
1956 Постановка танцев — «Тайны паранджи» — драма Хамзы (режиссер Ф. Шеин, художник X. Икрамов; Государственный Академический русский драматический театр им. Горького). 
Гастроли в Камбодже, Таиланде, КНДР, Афганистане.
1957 Постановка танцев — «Фархад и Ширин» — опера В. Успенского, Г. Мушеля 
Организация девичьего ансамбля узбекского танца для участия в IV Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов в Москве.
Постановка массовых танцев: «Уфари санам», «Пахта».
Участие ансамбля в IV Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов в Москве.
Ансамбль был назван «Бахор».
Постановка танцев для ансамбля «Бахор»: узбекский вальс М. Мирзаева «Бахор», «Уфари санам», «Хорезмский», «Шохе пэри», «Уйгурский», «Гуль уйин», «Шалунья» (соло), «Бхарат натьям», «Бает», «Занг», «Танец с шарфами», «Андижанский», «Пахта». 
Назначена художественным руководителем ансамбля «Бахор».
Гастроли М. Тургунбаевой в Камбодже, Таиланде, Афганистане.
1958 Постановка и исполнение танцев — «Зейнаб и Омон» — опера Т. Садыкова, Б. Зейдмана, Ю. Раджаби, Д. Закирова (по поэме X. Алимджана либретто Зульфии, режиссер М. Мухамедов, дирижер Ф. Шамсутдинов, художник М. Мусаев, хормейстер Л. Шамшин, Ф. Файзи, К. Веденеев, балетмейстер М. Тургунбаева).
Постановка танцев для ансамбля «Бахор»: «Катта уйин», «Пахта», «Каракалпакский», «Наманганский», «Встреча» (соло), «Казахский Ала-тау». Гастроли ансамбля «Бахор» по Советскому Союзу — Луганск, Краснодон, Сочи, Сухуми, Баку, Тбилиси, Ереван.
1959 Постановка и исполнение танцев — «Проделки Майсары» — опера С. Юдакова (либретто С. Абдуллы, М. Мухамедова по одноименной комедии Хамзы).
Танцы ансамбля «Бахор»: «Лязги», «Дильдор», «Джанон», «Дильбар», киргизский танец «Комузчи», «Андижанская полька», «Друзья» (соло). Участие в декаде узбекской литературы и искусства УзССР в Москве.
1960 Постановка танцев — «Утро Хорезма» — музыкальная драма К. Атаниязова, А. Степанова 
«Бахору» присваивается звание «Государственный ансамбль узбекского народного танца УзССР». Танцы ансамбля «Бахор»: «Кари наво», «Ферганача рез», «Гульсара» (соло), «Каны-каны».
Гастроли ансамбля в Ленинграде, Архангельске, Мурманске, Киеве, городах Закарпатья, Москве (зал им. Чайковского, дворец спорта в Лужниках).
1961 Танцы ансамбля «Бахор»: «Кукла» (соло), «Хавас-кор» (соло), «Дильбар» (соло), «Встреча» (соло), «Уйнасин» (соло), «Фергана рубаиси» (соло). Гастроли ансамбля в городах Азербайджанской ССР, РСФСР, в Алма-Ате.
1962 Постановка и исполнение танцев — «Сердце поэта» — опера М. Ашрафи
1963 Постановка и исполнение танцев — «Гульсара» — опера Р. Глиэра и Т. Содикова, либретто К. Яшена, М. Мухамедова (возобновление). Постановка и исполнение сольных танцев «Фергана рубаиси», «Мунаджат», «Узбекский вальс» М. Левиева, танцевальная картина «Озодлик» — «Освобождение» (массовый танец), «Дружба», «Хаваскор», «Узбекский вальс» А. Берлина.
1964 Танцы ансамбля «Бахор»: «Гуллар», «Хорезмский», «Завким келур» (соло), «Танец с двумя дойрами», «Уйнасин» (соло), «Дугоналар».
Гастроли ансамбля в Москве (Кремлевский дворец), Киеве, Ферганской долине, Хорезме, Каракалпакии, Казахстане.
1965 Ансамбль «Бахор» — танцы: «Бухарский», «Гульноз», «Гайратли киз» (соло), «Хуммор», «Ухшайди-ку», «Гульрух», «Айлама» (массовый танец), «Вальс» А. Мухамедова, «Беш карсак».
Гастроли ансамбля «Бахор» в странах Северной Африки — Ливия, Судан, Марокко, Алжир, Египет, Тунис.
Гастроли ансамбля в Целинограде, в целинных совхозах.
1966 Постановка танцев — «Свет из мрака» — опера Р. Хамраева (либретто Тураба Тулы, по роману М. Айбека «Священная кровь», режиссер М. Мухамедов, дирижер Ф. Шамсутдинов, художник М. Мусаев, хормейстеры: Л. Шамшин, С. Шадманов, балетмейстер М. Тургунбаева). Танцы для ансамбля «Бахор»: «Рохат» (соло), «Рохат» (массовый), танцевальная сцена «Семь красавиц», «Танец с тарелочками», «Ташкентская пиала», «Гуллар», «Чоргох».
«Чоргох» для Б. Кариевой, В. Васильева — классического дуэта ГАБТ УзССР им. Навои.
1967 Танцы для ансамбля «Бахор»: «Пилля», «Шабодалар», «Аста киелаб» (соло), «Афганский» (сольный массовый).
Гастроли ансамбля «Бахор» в Москве, участие в днях культуры Узбекистана.
Гастроли ансамбля «Бахор» — Индия, Пакистан, Сингапур, Малайзия, Афганистан, Венгрия.
Присвоение ансамблю «Бахор» премии им.Ленинского комсомола СССР, звания — Заслуженного ансамбля.
1968 Танцы для ансамбля «Бахор»: таджикский — «Лола», «Эй шух, джанон», «Пенджабский», «Пакистанский», «Уйнагуль», таджикский — «Тюбетейка», маком — «Чоргох» (Голубой маком»), «Арабский» (соло), «Интизор» (соло), «Бахтли-ман» (соло).
Участие ансамбля «Бахор» в IX Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов в Болгарии.
1969 Постановка танцев — «Возвращение» — опера Я. Сабзанова (либретто А. Шкухи, перевод Р. Бабаджанова, режиссер М. Мухамедов, дирижер Д. Абдурахманова, художник М. Мусаев, хормейстер С. Шадманов, балетмейстер М. Тургунбаева). Постановка и исполнение танцев — «Ойджамол» — опера И. Хамраева (либретто Э. Вахидова, режиссер М. Сагдуллаев, дирижер Ф. Шамсутдинов, художник М. Мусаев, хормейстер С. Шадманов, балетмейстер М. Тургунбаева).
1970 Танцы для ансамбля «Бахор»: «Освобождение» (массовая хореографическая картина), «Дурдоналар», «Альер» С. Юдакова.
1971 лар», «Альер» С. Юдакова.
1971 Консультации в постановке балета «Тановар» А. Козловского (балетмейстер Н. Маркарьянц, художники: Сотников, Г. Юнгвальд-Хилькевич).
Танцы для ансамбля «Бахор»: «Гульдаста» «Зеби-ниссо» (соло).
Гастроли ансамбля в ГДР, ФРГ.
1972 Танцы для ансамбля «Бахор»: «Ялла», «Самаркандская весна», «Кунглим куванчи» (соло). Гастроли ансамбля «Бахор» в Польше, Чехословакии.
1973 Танцы для ансамбля «Бахор»: «Зор этинг», «Шахло» (соло), «Торджинаво» (соло).
Гастроли ансамбля «Бахор» в Болгарии.
1974 Танцы для ансамбля «Бахор»: «Крымско-татарский танец», «Ёлларим»; сюита «Узбекская свадьба»: «Молодожены», «Дойра зовет», «Бухарский», «Андижанский», «Хорезмский», соло жениха и невесты, финал.
1975 Танцы для ансамбля «Бахор»: «Праздник хлопка» (узбекский, казахский, киргизский, таджикский, туркменский — 3 части).
Гастроли ансамбля «Бахор» в Швеции.
1976 Танцы для ансамбля «Бахор»: «Освобождение» (новый вариант: «Танец в красных косынках», «Танец в паранджах», «Тановар»), «Кирк киз» (сцена), «Нилуфар», «Зейнаб и Омон» (сцена) — музыка Т. Садыкова).
Постановка танцев — «Тахир и Зухра» — опера Т. Джалилова, Б, Бровцина, (либретто С. Абдуллы, режиссер О. Узаков, дирижер Т. Туляганов, художники: Т. Шарахимов, 3. Курыш, хормейстеры С. Шадманов, М. Ядринская, балетмейстер М. Тургунбаева).
Консультации — «Сказание о любви» — опера-балет Т. Джалилова, Б. Бровцина (либретто С. Абдуллы по мотивам легенды «Тахир и Зухра», режиссер О. Узаков, дирижер Т. Туляганов, художник Т. Шарахимов, хормейстеры: С. Шадманов, М. Ядринская, балетмейстеры: В. Васильев, Б. Кариева).
Гастроли ансамбля «Бахор» в Лаосе, Анголе.
1977 Танцы для ансамбля «Бахор»: «Арабский» (массовый), «Кари наво», «Андижанская полька», «Ялла» («Давралардан-давраларга»), «Жоним тассадук».
1978 Т. Садыкова, «Дугоналар», «Бахт юли», «Муноджат» (солб).
Гастроли ансамбля «Бахор» в Финляндии, Италии, Мальте.
Мукаррам и её семья
 
Добро пожаловать!  ||  Генеалогическое древо  ||  Имени М.Тургунбаевой  ||  Библиография
Фотогалерея  ||  Биография  ||  Награды  ||  Отзывы  ||  Форум
® 2005, Ташкент.